Суббота, 27.04.2024, 09:14Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт учителя физики
Страницы сайта

Наставничество


 Я - наставник

В условиях модернизации образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Наставничество- процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 

Какой он - наставник? Педагог-наставник: открытый новому опыту, интересный, с широким кругозором, активный, общительный, добрый, умный, креативный, позитивный, честный, справедливый, надежный и ответственный. А еще он: интересный собеседник, всегда готов выслушать и поддержать, внимательный к проблемам другого человека, знает, как выходить из спорных и трудных ситуаций, на него можно положиться, всегда выполняет свои обещания, готов поделиться своим опытом, имеет разнообразные хобби, успешный и состоявшийся в какой-либо области, имеет интересных друзей и знакомых из разных сфер жизни, готов регулярно общаться.

Можно выделить несколько критериев.


Критерий 1. Наставник в первоначальном значении слова – мудрый советчик, пользующийся доверием подопечного. У истоков успешной деятельности любого человека рядом с ним обязательно находился кто-то, кто заботился о его росте и развитии. Этим человеком может быть его наставник. Он представляет ролевую модель для подопечного в корпоративном и квалификационном поведении.

Критерий 2. Высокие жизненные ценности. Авторитет среди коллег.

Критерий 3.Тьютор,помощник. Личное желание. Всем известно, что любое дело спорится, если у исполнителя есть желание этим заниматься. Если наставничество воспринимается как дополнительная нагрузка, тяжелое бремя, ничего хорошего из этого не получится.

Критерий 4. Эксперт. Влиятельность. Наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения. Для этого ему необходимо пользоваться авторитетом, как у руководства, так и в коллективе. Только тогда он получит кредит доверия от своих партнеров по коммуникации.

Критерий 5. Организатор. Ответственность и организованность. Как сказал известный американский режиссер Том Маккарти: «Любое великое дело – вопрос организации. Не гениальности, не вдохновения или полета фантазии, умения или хитрости, а организации». Поэтому так важно, чтобы наставник в полной мере отвечал этому критерию. Он должен нести ответственность не только за себя, но и за своего подопечного. Тогда процесс наставничества не будет пущен на самотек, а станет эффективным для обеих сторон. Быть наставником, значит обладать следующими качествами: – уверенным в себе; – стрессоустойчивым; – коммуникабельным; – толерантным; – ответственным; – пунктуальным; – лидером.

Критерий 6.Тренер. В общепринятом смысле наставник – это человек, который обладает бoльшим, чем у подопечного, опытом в определенной сфере или в жизни в целом, и он готов этим опытом делиться и помогать другому в его развитии. Следовательно, основная роль наставника – это роль старшего друга.

Критерий 7. Коуч-специалист, помогающий в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей.

Критерий 8. Ментор-опытный советник, деятельность которого направлена на полное сопровождение протеже к поставленной цели; обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд со «стороны», может объединять роли преподавателя, коуча, консультанта, тренера, психолога.

Критерий 9. Фасилитатор-человек, помогающий понять общую цель и поддерживающий своего подопечного в его достижениях, обеспечивает развитие коммуникации подопечного с коллегами, способствует созданию продуктивного климата в коллективе учителей.

 

Формы работы с наставляемым

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Любая форма предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения/профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов трех факторов (элементов/участников) системы: наставляемого, наставника (и его организации /предприятия)и региона.

Форма наставничества «педагог – педагог» включает в себя различные виды взаимодействия. Она используется в любых учебных учреждениях, которые занимаются обеспечением общего, специального профессионального и дополнительного образования. Перед такой деятельностью стоит цель успешно закрепить новоиспеченного специалиста на рабочем месте либо утвердить его желание продолжать деятельность педагога.

 

«Опытный педагог – молодой педагог»

Эта схема является классической. Профессиональный преподаватель делится с начинающими сотрудникам образовательного учреждения своими навыками. К последним относятся организационные, предметные, коммуникационные и пр. В этом случае подходящими являются модели ментора, наставника и верного друга, а также преподавателя. В приоритете не только повысить уровень профессионального мастерства. Перед наставником стоит еще одна серьезная задача – вдохновить и воодушевить, стать прекрасным примером, заставить поверить в свои силы и осознать перспективность собственной деятельности. Наставник проводит с начинающим специалистом беседы и тренинги, устраивает педсоветы на различные тематики, проводит семинары и анкетирования, консультирует. В рамках такого взаимодействия оба участника посещают уроки друг друга, принимают участие в различных мероприятиях в форматах офлайн и онлайн.

Взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог».

В рамках такой целевой модели наставничества в образовательных организациях в роли обучающихся выступают педагоги, которые испытывают трудности в использовании инновационных цифровых технологий. Наставник здесь – преподаватель, который склонен к новаторству, умеющий нестандартно подходить к проблемам и находить уникальные решения.  Перед наставником стоит задача вывести консервативного сотрудника на рефлексивную позицию в отношении его педагогического опыта. Стоит отметить, что имеющиеся у него навыки были сформированы в условиях субъект-объектной педагогики.  Статистика показывает, что стремительное развитие цифровых технологий приводит к уходу из педагогики опытных специалистов, а на их место приходят молодые сотрудники. Цель наставничества заключается в сохранении на рабочем месте опытного учителя и повышении его квалификации путем освоения новых технологий. Также необходимо помочь педагогу преодолеть профессиональное выгорание и способствовать его переходу на новую позицию наставника. Не исключено, что консервативному учителю удастся стать даже наставником для наставников. 

Взаимодействие «опытный предметник – предметник с недостаточным опытом».

Такое взаимодействие практически исключает конфликты и противоречия. Здесь наставник поддерживает своего подопечного методически в рамках определенной дисциплины. Он подбирает и предлагает ознакомиться с различными методическими пособиями, знакомит с технологиями, предлагает разные методы по составлению учебных программ и планированию. Добиться положительного результата можно лишь в том случае, если наставляемый будет вовлечен в процесс, станет углубляться в концептуально-методологические основания дисциплины, принимать участие в различных мероприятиях, которые требуют исследовательской деятельности и детального анализа. Если подопечный наставника успешно подготовит своих учеников к сдаче экзаменов по своему предмету, а также примет участие в развитии олимпиад и предметных конкурсов, взаимодействуя при этом с научным сообществом, можно говорить о том, что наставническая деятельность прошла благотворно. Сейчас можно сделать вывод, что для формы целевой системы наставничества «педагог – педагог» важнейшую роль будут играть те специалисты, у которых есть квалификация «педагог-наставник», «педагог-методист». Для того чтобы получить ее, преподаватель должен на протяжении длительного времени продуктивно участвовать в реализации персонализированных наставнических программ.

Программа наставничества

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Для работы с наставляемыми была создана программа наставничества: опыт работы педагогов различный. Павлов Д. В. был моим учеником, окончил школу с золотой медалью и после окончания школы окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им.Ульянова (Ленина), факультет электроники по  специальности электроника и наноэлектроника, но решил связать свою дальнейшую жизнь с педагогикой. Окончил в 2022 году курсы повышения квалификации в КРИРО и ПК. С 2022 года - учитель физики в МБОУ "СОШ" с. Койгородок. Екатерина Владимировна Снигирева имеет 10-летний стаж работы (работала учителем информатики и иностранного языка в Удмуртии), по специальности учитель физики, но учителем физики работает первый год. 

Программа наставничества Павлова Д. В. - ссылка

Программа наставничества Снигиревой Е. В. - ссылка 

   

Наставляемые принимают участие в вебинарах, организуемых КРИРО и ПК, конкурсах, организуемых различными педагогическими сообществами:

Ресурсы для наставляемых

Для наставляемых доступны материалы, необходимые для повышения компетенций в области образования. Методические материалы: типы уроков, технологические приемы на уроках физики, общепедагогические приемы, применяемые на уроках, комплекты заданий для уроков по физике для учащихся 7-9 классов, методические рекомендации по подготовке практических и учебно-познавательных заданий и т.п. 

 

 

 

 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Награды
Победитель конкурса - Лучший сайт педагога 2017
Поиск по сайту
Школьный сайт
Койгородская школа
Архив записей
27.04.2024